Диагностика учебной мотивации

    Вопрос учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Низкий уровень или отсутствие мотивации к  учебе у основной массы учащихся приводит к снижению образованности и воспитанности учащихся на всех ступенях обучения. Эти вопросы важны и насущны как для педагогов, так и для родителей, в том числе в определении мер педагогического влияния по ее повышению. При этом диагностика характера учебной мотивации для учащегося в каждом конкретном случае играет решающую роль.

Мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, которые объясняют поведение человека: направленность действия, организованность в деятельности, стремление к достижению цели. Учебная мотивация – реально наблюдаемое поведение учащихся по отношению к себе, к изучаемому предмету, педагогам, одноклассникам, к своему образованию в целом.

Существует совокупность мотивов, формирующих учебную мотивацию: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы показывают, насколько учащийся ориентирован на то, чтобы получить новые знания, учебные навыки, овладеть способами добывания знаний, и отражают его стремление к самообразованию. Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия учащегося с другими людьми. Ребенок, находясь в доброжелательной и неконфликтной атмосфере, более сосредоточен на учебной деятельности, меньше времени тратит на бесполезные занятия, конфликты и недопонимания. У учащегося вырабатываются навыки быстрого распознания и преодоления конфликтных ситуаций, а также взаимодействия с другими учащимися, педагогами и администрацией.

Для изучения учебной мотивации и выбора методики ее диагностики важно выделение определенных блоков факторов, которые будут отражать наиболее существенные компоненты, описанные выше, в мотивации обучения. Вместе необходимо исходить из того, что методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной и могла бы использоваться для экспресс-диагностики.

BrightLighton, программа, разработанная компанией DAP-Services (Чехия) на основе метода цветовых ассоциаций (CA method), представляет собой комбинированную  проективную методику, которая может применяться для диагностики эмоционально- мотивационной сферы испытуемого, в частности для диагностики учебной мотивации учащихся. Программа BrightLighton позволяет заменить большое количество анкет и опросников, используемых для этих целей и повысить достоверность измерений.

В соответствии с основными компонентами мотивации учения диагностическая методика BrightLighton включает в себя три содержательных блока. Выделим эти блоки:

    1. Эффективность организации преподавания учебных предметов в учреждении образования, в отдельном классе зависит от ориентации учащихся на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяется глубиной интереса к знаниям, интереса к приемам самостоятельного приобретения знаний, от удовлетворенности организации учебного процесса как в учреждении образования, так и в классе.
    2. Характер и баланс отношений между учащимся и администрацией школы, педагогами, одноклассниками, родителями. Стремление учащегося занять определенную позицию в отношениях с окружающими (педагогами, одноклассниками), получить их одобрение, заслужить авторитет, разного рода попытки самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.
    3. Вероятность рискованного поведения. Отношения с одноклассниками находятся в самом центре личной жизни учащегося, во многом определяя все стороны его поведения и деятельности, в том числе и учебной. Своевременное выявление и предупреждение возможных конфликтных ситуаций в классе, негативное психологическое давление на учащегося со стороны одноклассников как в стенах учреждения образования, так и при других условиях, например, в социальных сетях позволяет поддерживать благоприятную для обучения среду, оказывают влияние на эффективность и результативность процесса обучения.

Онлайн тест BrightLighton состоит из тщательно выбранных слов, которые последовательно появляются по ходу тестирования, и каждое из слов окружено восьмью цветными сферами. Тест содержит около 120 слов по тематике исследования и к каждому слову учащиеся выбирают 3 цвета из восьми, которые, по их мнению, лучше всего подходят к данному слову. Тестирование занимает не более 20-30 минут.

Программа BrightLighton позволяет получить результаты, которые могут использоваться педагогами и родителями для повышения учебной мотивации учащихся.

Программа была апробирована в учреждениях образования Великобритании (2011 г.), Федеративной Республики Германии (2012 г.), Казахстана и Российской Федерации (2012 г.).

Подробная информация о программе BrightLighton на русском языке представлена на сайте  www.brightlighton.net.

В рамках долгосрочного сотрудничества регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи с компанией DAP-Services (Чехия) планируется реализация пилотного проекта по апробации и дальнейшему использованию программы BrightLighton для диагностики учебной мотивации учащихся 4-11 классов в учреждениях образования Гомельской области.

Пилотный проект "BrightLighton-диагностика учебной мотивации"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: организация апробации и дальнейшего применения программы BrightLighton для диагностики учебной мотивации учащихся 4-11 классов учреждений образования Гомельской области.

О ПРОГРАММЕ:  предлагаемая для апробации и последующего использования в учреждениях образования Гомельской области программа BrightLighton, разработана компанией DAP-Services a.s. из г. Острава, Чешская Республика на основе метода цветовых ассоциаций (CA method), представляет собой комбинированную проективную методику, которая  применяется для диагностики эмоционально- мотивационной сферы испытуемого. Программа использует палитру из 8 цветов и калиброванный набора слов (стимульный материал), относящихся к тематике диагностики.  Реакция тестируемого на слова с помощью выбора трех цветов дает определенные ассоциации, которые фиксируются программой, обрабатываются и преобразовываются в результат.

В программе отсутствуют традиционные вопросы, что позволяет избежать влияния внешних факторов (мнение педагогов, одноклассников, боязнь осуждения и т.п.) на ответы учащегося, соответственно искажения результатов.

Благодаря простому интерфейсу, который с легкостью используют даже дети, CA method   нашел широкое применение во многих странах, так как он не зависит от культурных факторов, языка, образования, возраста или какого-либо опыта тестируемых в использовании других видов диагностики (опросников и анкет).

Программа BrightLighton предназначена для диагностики учебной мотивации отдельного класса, соответственно для получения достоверных результатов необходимо участие не менее 85 % учащихся из обследуемого класса.

BrightLighton – это компьютерная программа, которая позволяет пройти диагностику на планшете, компьютере или ноутбуке с доступом в Интернет в течение 20-30 минут.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Апробация методики BrightLighton для учащихся, которая позволит быстро, без искажений выявить факторы, влияющие на учебную мотивацию учащихся и ответить на следующие вопросы:
    1. Насколько интересным и эффективным (по мнению учащихся) является обучение в школе, в каждом отдельном классе, по определенным предметам?
    2. Способствует ли характер взаимоотношений  между администрацией школы, педагогами и учащимися повышению мотивации или наоборот?
    3. Какие конфликтные ситуации присутствуют в отношениях между школьниками в школе, в классе?
  2. Выработка рекомендаций для педагогов и родителей по организации педагогических мероприятий для повышения  уровня учебного мотивации учащихся на основании результатов диагностики.

ПРИМЕР РЕЗУЛЬТАТОВ:

Все результаты по диагностируемому классу представляются учащимся их родителям, педагогам  в виде многочисленных диаграмм и графиков, которые позволяют наглядно увидеть какие факторы и в какой мере влияют на мотивацию к обучению в конкретном классе.

Ограниченная часть примера отчета представлена ниже:

Диаграмма эффективности обучения по классам обследуемой школы

 – эффективное преподавание и обучение.

 – существуют некоторые аспекты, снижающие эффективность преподавания и обучения.

 – преподавание и/или обучение в классе по данному  предмету достаточно неэффективно и необходимо принятие                    соответствующих мер.

Н/Д         – в классе  не изучают данный предмет.

Диаграмма эффективности обучения для конкретного класса

Характеристика взаимоотношений учащихся конкретного класса с администрацией школы и педагогами

 – хорошие взаимоотношения.

 – существуют некоторое недопонимание во взаимоотношениях.

 – напряженные взаимоотношения, которые требуют внимания и принятия  соответствующих мер. 

Степень влияния на школьных взаимоотношений на формирование знаний, умений и навыков учащихся

В таблице отмечен тип взаимоотношений, преобладающий в классе и степень влияния этих взаимоотношений в %.

Уровень возникновения конфликтных ситуаций в конкретном классе

– большинство учащихся в классе не создают конфликтные ситуации под влиянием перечисленных поведенческих факторов.

– некоторые из учеников могут создавать конфликтные ситуации.

– достаточно высокое количество учащихся в классе могут создавать конфликтные ситуации.

Диаграмма основных факторов риска возникновения конфликтов в классе

Диаграмма наглядно представляет факторы, которые могут повлиять на уменьшение или увеличение развития конфликтного поведения в классе.

          ИСПОЛНИТЕЛИ:

Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи, г.Гомель, Республика Беларусь

Компания DAPServices a.s., г.Острава, Чешская Республика

 

Проект реализуется при поддержке межведомственного координационного Совета по профессиональному самоопределению и тестированию учащихся Гомельской области

НАЧАЛО ПРОЕКТА: февраль 2020 года.

Реализацию пилотного проекта планируется провести в одной или нескольких школах Гомельской области.

[свернуть]

О проекте “BrightLighton-диагностика учебной мотивации”

Метод цветовых ассоциаций

Метод цветовых ассоциаций (CA method) представляет собой комбинированную проективную методику, которая применяется для диагностики эмоционально-мотивационной сферы испытуемого в образовании, спорте, профдиагностике и управлении персоналом, в здравоохранении.

Метод цветовых ассоциаций был разработан группой чешских экспертов во главе с психологом Иржи Шимонком (старшим) в 1985 году. Дальнейшее развитие и широкое практическое применение в различных сферах деятельности человека  метод получил благодаря  компании  DAP Services (Чешская Республика). На сегодняшний день уже было проведено более 650 000 тестирований по программам на основе данного метода.

Суть данной методики состоит в том, что к используемой палитре из восьми цветов добавлен стимульный материал из калиброванного набора слов, которые могут быть скорректированы в зависимости от тематики исследуемой  проблемы, что позволяет оценивать модели поведения испытуемых посредством анализа ассоциативных связей цветов и слов.

С помощью импульса в виде слова у человека провоцируется ассоциация, на которую он реагирует с помощью цветов, выбрав три из восьми цветов цветового спектра. После оценки его ответов и сравнения их с нормой формируется описание психологических характеристик, полученных с помощью ассоциаций.

Посредством цветов и слов, точнее анализа их ассоциативных связей, человек способен предоставить экспертам базовый материал, позволяющий описать динамику его внутренней способности проживать и воспринимать окружающую реальность.

Самое ценное в этой методике то, что она позволяет человеку реагировать и проявлять себя естественным образом – ассоциации цветов и слов умеют «вытащить» то, что мы не можем выразить словами, и возможно сами не осознаем. Это быстрый способ получить обширные и достоверные результаты, с помощью которых человек имеет возможность познать себя таким, какой он есть в действительности.

Подробная информация о методике цветовых ассоциаций представлена на сайтах: www.ca-method.com и www.dap-services.com.

[свернуть]