Базовая школа 5 –9 класс

Переход  учащегося из базовой  в начальную является таким же важным и сложным событием  как поступление в школу, а обучение в базовой школе – это период трансформации от ребенка во взрослого, когда в определенные моменты необходимо принимать сложные решения относящиеся в выбору профиля  обучения или дальнейшего профессионального обучения т.п.. Быстрая  и безболезненная адаптация учащегося к новым условиям и последующее успешное обучение зависят во многом зависят от возможности оценивать индивидуальный прогресс учащегося в учебных достижениях качественным независимым диагностическим инструментом.

Наблюдая таким образом за учебными достижениями учащегося, педагоги и родители получают возможность помогать ему и способствовать его прогрессу на пути к зрелости.

Мы предлагаем широкий набор тестов индивидуального учебного прогресса по русскому и белорусскому языкам и математике для учащихся младших 5-7 классов и тестовые задания по русскому и белорусскому языкам, математике и физике, биологии и химии, истории Беларуси и обществоведению для учащихся 8-9 классов.

Цели диагностического учебного прогресса

Цели диагностического учебного прогресса

Под индивидуальным учебным прогрессом понимают положительную динамику собственных учебных достижений учащегося за период обучения (учебная четверть, полугодие, учебный год и.т.п.)

При этом важны качественные изменения уровня освоения  учащимся предметного содержания, то есть насколько он овладевает предметными знаниями и умениями необходимыми для дальнейшего успешного обучения.

Диагностика индивидуального учебного прогресса – тестовые средства оценки как мера овладения учащимся знаниями и умениям, которые определяют не соответствие/несоответствие заданным нормам, а продвижение учащегося относительно своего прежнего уровня. Эта мера выявляется через предъявление учащимся заданий разного уровня.

В качестве схемы (таксономии педагогических целей), определяющей принципиальные уровни формирования  умений и способностей  выбрана таксономия И.Лернера, в которой выделено 3 уровня:

Первый уровень связан непосредственно с воспроизведением по памяти содержания изученного материала и его узнаванием.

Второй уровень предполагает понимание и применение знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами.

Третий уровень включает применение знаний в измененной или незнакомой ситуации.

Предлагаемый подход выделения уровней усвоения знаний, умений и способов  предметных действий  полностью соответствуют таксономии учебных целей, принятой в республике  (Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 г. №674  «Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам»).

При построении предметного теста  для каждого раздела содержания учебного предмета разрабатывался  блоки заданий, каждый из которых включал три задачи – 1-го, 2-го и 3-го уровня, образующие естественную иерархию по параметру трудности. Каждый такой блок выполняет в тесте функцию индикатора, определяющего уровень  освоения соответствующего раздела учебного материала (уровень фиксируется по самой трудной задаче блока, которую решил тестируемый). Совокупность блоков, покрывающая основные разделы программы обучения, позволяет получать качественную картину освоения всей программы учащимися.

[свернуть]
Содержание тестов

Содержание тестов

Структура и содержание тестовых материалов для диагностики индивидуального учебного прогресса определяется спецификацией теста.

Диагностический тест построен на содержании предмета, входящим в существующие учебные программы для общеобразовательных учреждений V-XI классы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Пример спецификации по русскому языку приведен ниже:

Русский язык, 7 класс

Задание с выбором ответа (ВО) считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом.

Задание с открытым ответом (ОФ) считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом.

За правильно выполненное задание выставляется 1 балл.

Далее набранная сумма первичных баллов переводится в тестовый бал по 100-шкале.

ВО –задания с выбором ответа;

*   Код элемента содержания по кодификатору;

** Код проверяемого умения по кодификатору

Предметное содержание теста представлено   по основным разделам предметного содержания и  уровням овладения действиями


ОФ- открытая форма задания

ВО- задания с выбором ответа

[свернуть]
Пример теста

[свернуть]
Отчеты диагностики

Отчеты диагностики

По результатам выполнения диагностического теста индивидуального учебного прогресса

каждый учащийся получает ЛИСТ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРОГРЕССА  с их подробной интерпретацией:

1. Тестовый балл учащегося (по 100-балльной шкале) – количественная характеристика выполнения учащимся теста. Сравнение тестового балла с результатами других учеников по классу, школе, району позволяет определить его соответствующий рейтинг и как следствие стимулировать интерес учащихся к выполнению следующих диагностических срезов.

2. Успешность выполненных заданий теста по элементам содержания

Уровни освоения каждого задания задается автором теста:

1 уровень – воспроизведение знаний;

2 уровень – умение применять знания в стандартной ситуации

3 уровень – умение применять знания для выполнения творческих заданий

Результатом успешности является первичный балл, выставленный за правильно, неправильно или частично выполненное задание

1 – задание выполнено правильно;

0 – задание выполнено неправильно;

0,2 – задание выполнено с ошибкой.

Успешность выполненных заданий теста по содержательным блокам

Успешность в процентах рассчитывается по каждому разделу как отношение числа выполненных заданий к общему количеству заданий по разделу.

Уровень освоения методов учебного предмета показывает, на каком уровне учащийся овладел знаниями и умениями по каждому разделу (определяется наибольшим количеством заданий каждого уровня по разделу).

3. Индивидуальный профиль учащегося – показатель, представляемый в виде диаграммы, на которой фиксируются количество заданий 1-го, 2-го и 3-го уровней (в процентах от общего числа), выполненных учащимся на данном этапе.

Индивидуальный профиль учащегося

Индивидуальный профиль учащегося –  качественная характеристика, позволяющая составить представление о характере продвижения учащегося в освоении учебной программы.

Точка  1 уровня показывает какая часть учебного материала выучена учащимся на уровне воспроизведения.

Точка 2 уровня – какая часть усвоена и дает возможность выполнять задания по образцу, в стандартоной учебной ситуации.

Точка 3 уровня – какая часть усвоена полностью, то есть стала ресурсом учащегося по предметным действиям в любых нестандартных ситуациях.

4. Показанный (подтвержденный) уровень

По количеству выполненных заданий 1-го, 2-го и 3-го уровней учащемуся назначается уровень, называемый далее уровень, показанный учащимся на данном этапе.

По количеству выполненных заданий 1-го, 2-го и 3-го уровней учащемуся назначается уровень, называемый далее уровень, показанный учащимся на данном этапе.

 Подтвержденный уровень определяется для учащегося, принявшего участие в двух этапах, находится как наименьший уровень из показанных уровней на 1 и 2 этапах. Индивидуальный прогресс учащегося (+) отмечается в случае более высокого подтвержденного уровня.

[свернуть]
Примеры индивидуального профиля:

Учащийся освоил большинство предметных действий на уровне воспроизведения и некоторые действия может использовать для решения заданий 2-го и 3-го уровней. Хороший потенциал для освоения новых способов и решений заданий 2-го и 3-го уровней

Учащийся хорошо работает по образцу, владеет способами, необходимыми для решения заданий 2-го уровня, однако недостаточно готов для выполнения нестандартных заданий 3-го уровня.

Учителю необходимо спланировать с ним индивидуальную работу по решению таких заданий

По таким линиям трудно сделать вывод о том, в какую сторону пойдет дальнейшее развитие учащегося. На такого ученика следует обратить внимание в индивидуальной работе, закрепить успех выполнений заданий на 2-м уровне владения способом

Нетипичность – выполненных заданий 2-го уровня меньше, чем заданий 3-го уровня.

Выводы: перераспределение внимания ученика на задания 3-го уровня

[свернуть]

Образец результата диагностики учебного прогресса учащегося

Анализ диагностического тестирования учащегося

Часто задаваемые вопросы
[свернуть]