Старшая ступень средней – это самый ответственный этап в жизни учащегося, с одной стороны необходимо окончательно определиться с выбором будущего профессионального пути, как правил это напрямую связано с выбором университета с другой – правильно спланировать обучение в 10 и 11 классах, чтобы успешно подготовиться к выпускным экзаменам и централизованному тестированию.
Для достижения этих целей важно индивидуализировать инструментарий контроля учебной деятельности, чтобы организовать построение для учащихся собственных образовательных траекторий деятельности, при которой учащийся имел бы возможность успешно применять способы учебных действия, освоенные им на предыдущих ступенях обучения.
Для учащихся 10 классов мы предлагаем тесты индивидуального учебного прогресса по основным учебным предметам: по русскому и белорусскому языкам, математике и физике, биологии и химии, истории Беларуси и обществоведению для учащихся.
Для учащихся 11 классов – развернутую диагностику для определения готовности к выпускным экзаменам и централизованному тестированию, чтобы оперативно получить ответ на вопрос – насколько эффективна подготовка, включая дополнительную, и присутствует ли прогресс в этой подготовке.
Цели диагностического учебного прогресса
Под индивидуальным учебным прогрессом понимают положительную динамику собственных учебных достижений учащегося за период обучения (учебная четверть, полугодие, учебный год и.т.п.)
При этом важны качественные изменения уровня освоения учащимся предметного содержания, то есть насколько он овладевает предметными знаниями и умениями необходимыми для дальнейшего успешного обучения.
Диагностика индивидуального учебного прогресса – тестовые средства оценки как мера овладения учащимся знаниями и умениям, которые определяют не соответствие/несоответствие заданным нормам, а продвижение учащегося относительно своего прежнего уровня. Эта мера выявляется через предъявление учащимся заданий разного уровня.
В качестве схемы (таксономии педагогических целей), определяющей принципиальные уровни формирования умений и способностей выбрана таксономия И.Лернера, в которой выделено 3 уровня:
Первый уровень связан непосредственно с воспроизведением по памяти содержания изученного материала и его узнаванием.
Второй уровень предполагает понимание и применение знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами.
Третий уровень включает применение знаний в измененной или незнакомой ситуации.
Предлагаемый подход выделения уровней усвоения знаний, умений и способов предметных действий полностью соответствуют таксономии учебных целей, принятой в республике (Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 г. №674 «Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам»).
При построении предметного теста для каждого раздела содержания учебного предмета разрабатывался блоки заданий, каждый из которых включал три задачи – 1-го, 2-го и 3-го уровня, образующие естественную иерархию по параметру трудности. Каждый такой блок выполняет в тесте функцию индикатора, определяющего уровень освоения соответствующего раздела учебного материала (уровень фиксируется по самой трудной задаче блока, которую решил тестируемый). Совокупность блоков, покрывающая основные разделы программы обучения, позволяет получать качественную картину освоения всей программы учащимися.
Содержание тестов
Структура и содержание тестовых материалов для диагностики индивидуального учебного прогресса определяется спецификацией теста.
Диагностический тест построен на содержании предмета, входящим в существующие учебные программы для общеобразовательных учреждений V – XI классы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.
Пример спецификации по физике приведен ниже
Физика,10 класс
Задание с выбором ответа (ВО) считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом.
Задание с открытым ответом (ОФ) считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом.
За правильно выполненное задание выставляется 1 балл.
Далее набранная сумма первичных баллов переводится в тестовый бал по 100-шкале.
ВО –задания с выбором ответа;
* Код элемента содержания по кодификатору;
** Код проверяемого умения по кодификатору
Предметное содержание теста представлено по основным разделам предметного
содержания и уровням овладения действиями
ВО- задания с выбором ответа
ОФ- открытая форма задания
Отчеты диагностики
По результатам выполнения диагностического теста индивидуального учебного прогресса каждый учащийся получает ЛИСТ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРОГРЕССА с подробной интерпретацией:
1. Тестовый балл учащегося (по 100-балльной шкале) – количественная характеристика выполнения учащимся теста. Сравнение тестового балла с результатами других учеников по классу, школе, району позволяет определить его соответствующий рейтинг и как следствие стимулировать интерес учащихся к выполнению следующих диагностических срезов.
2. Успешность выполненных заданий теста по элементам содержания
Уровни освоения каждого задания задается автором теста:
1 уровень – воспроизведение знаний;
2 уровень – умение применять знания в стандартной ситуации
3 уровень – умение применять знания для выполнения творческих заданий
Результатом успешности является первичный балл, выставленный за правильно, неправильно или частично выполненное задание
1 – задание выполнено правильно;
0 – задание выполнено неправильно;
0,2 – задание выполнено с ошибкой.
Успешность выполненных заданий теста по содержательным блокамУспешность в процентах рассчитывается по каждому разделу как отношение числа выполненных заданий к общему количеству заданий по разделу.
Уровень освоения методов учебного предмета показывает, на каком уровне учащийся овладел знаниями и умениями по каждому разделу (определяется наибольшим количеством заданий каждого уровня по разделу).
3. Индивидуальный профиль учащегося – показатель, представляемый в виде диаграммы, на которой фиксируются количество заданий 1-го, 2-го и 3-го уровней (в процентах от общего числа), выполненных учащимся на данном этапе.
Индивидуальный профиль учащегося
Индивидуальный профиль учащегося – качественная характеристика, позволяющая составить представление о характере продвижения учащегося в освоении учебной программы.
Точка 1 уровня показывает какая часть учебного материала выучена учащимся на уровне воспроизведения.
Точка 2 уровня – какая часть усвоена и дает возможность выполнять задания по образцу, в стандартной учебной ситуации.
Точка 3 уровня – какая часть усвоена полностью, то есть стала ресурсом учащегося по предметным действиям в любых нестандартных ситуациях.
4. Показанный (подтвержденный) уровень
По количеству выполненных заданий 1-го, 2-го и 3-го уровней учащемуся назначается уровень, называемый далее уровень, показанный учащимся на данном этапе.
Подтвержденный уровень определяется для учащегося, принявшего участие в двух этапах, находится как наименьший уровень из показанных уровней на 1 и 2 этапах. Индивидуальный прогресс учащегося (+) отмечается в случае более высокого подтвержденного уровня.
По количеству выполненных заданий 1-го, 2-го и 3-го уровней учащемуся назначается уровень, называемый далее уровень, показанный учащимся на данном этапе. Подтвержденный уровень определяется для учащегося, принявшего участие в двух этапах, находится как наименьший уровень из показанных уровней на 1 и 2 этапах. Индивидуальный прогресс учащегося (+) отмечается в случае более высокого подтвержденного уровня.
Учащийся освоил большинство предметных действий на уровне воспроизведения и некоторые действия может использовать для решения заданий 2-го и 3-го уровней. Хороший потенциал для освоения новых способов и решений заданий 2-го и 3-го уровней
Учащийся хорошо работает по образцу, владеет способами, необходимыми для решения заданий 2-го уровня, однако недостаточно готов для выполнения нестандартных заданий 3-го уровня.
Учителю необходимо спланировать с ним индивидуальную работу по решению таких заданий
По таким линиям трудно сделать вывод о том, в какую сторону пойдет дальнейшее развитие учащегося. На такого ученика следует обратить внимание в индивидуальной работе, закрепить успех выполнений заданий на 2-м уровне владения способом
Нетипичность – выполненных заданий 2-го уровня меньше, чем заданий 3-го уровня.
Выводы: перераспределение внимания ученика на задания 3-го уровня
О срез-тестах диагностики готовности к ЦТ
Срез-тесты, 11 класс: что означают результаты учащегося
Образец результата диагностики учебного прогресса учащегося 10 класса
Анализ диагностического тестирования учащегося 11 класса